В семейной атмосфере

52
Источник:   —  15 ноября 2017, 11:30

Всякий правдивый театр, как живой организм, имеет душу. И она уникальна.

В семейной атмосфере

Петербургскийтеатр им. В. Ф. Комиссаржевской празднует свое 75-летие. Тут искала новые формы в искусстве Вера Комиссаржевская, родился Городской (Блокадный) театр, возвел «театр-дом» и вел разговор с властью режиссер Рубен Агамирзян. О том, как получилось сберечь традиции и в то же время идти в ногу со временем, рассказали художественный начальник Виктор Новиков и директор театра Вадим Зайцев.

– Театр – огромной и трудный организм. Театр им. В. Ф. Комиссаржевской зачастую называют «театром-домом». Насколько значимо сберегать эту атмосферу?


Виктор Новиков: – Это и очень значимо, и очень трудно. Я никогда не ставил спектакли, не был режиссером. При Агамирзяне был завлитом. Когда Рубена Сергеевича не стало, труппа избрала меня художественным начальником. 1990-е – непростые времена, денег не хватало ни на что. Тем не менее, мы вынесли во многом благодаря той семейной атмосфере, которую заботливо создавали. В это время мне показалось продуктивным приглашать в театр на постановки режиссеров разных эстетических направлений.

Если актеры соглашаются играть с различными режиссерами в кино, значит, они сумеют трудиться с различными режиссерами и в драматическом театре. Нашим артистам получилось поработать с такими мастерами, как Владимир Воробьев, Вениамин Хохотов, Михаил Козаков, Владислав Пази, Александр Морфов, Александр Белинский. При этом было нужно сберечь «театр-дом». Наша труппа постоянно работает слаженно. Помимо того, я не терплю и не допускаю унижения особы: неважно, машинист ли это сцены, артист либо художник, потому что уверен: только уважением и любовью можно достичь итогов. Другое дело, что осуждать о качестве наших спектаклей будет в финальном последствии зритель. Отменный спектакль может жить долго. Некоторым нашим постановкам уже больше десяти лет.

Вадим Зайцев: – Всякий правдивый театр, как живой организм, имеет душу. И она уникальна. Театр состоит из творческих личностей, занимающихся художественным изучением жизни. Моя же работа прагматична: я занимаюсь не «душой», а «телом» театра, и тут, как вы понимаете, работа строится в первую очередь на знании договариваться о определенных цифрах, определенных величинах, сроках. Качество моей работы зависит от способности верно организовывать процессы.

– Расскажите о вашем видении театра сегодня…

Виктор Новиков: – О цензуре. В прошлые времена спектакли, поставленные на императорской сцене, обязаны были получить разрешение цензурного комитета. А в частном театре можно было ставить все без этого разрешения. Вера Комиссаржевская была и владелицей, и артисткой собственного театра. Тем не менее, цензурный комитет имел право без предупреждения прийти и запретить спектакль. Сегодня, с одной стороны, свободы больше. С иной – государство усердствует сделать цензурой общественность либо другими способами опорочить имя того либо иного художника.

Если говорить об интенсивности работы: в императорских театрах давали премьеру всякую пятницу, теперь средства выдаются только на один спектакль в сезон. Безусловно, нам помогают друзья, но это не решает проблему, и вопрос о спонсорстве и меценатстве остается насущным.

Воздействие Интернета на нашу жизнь сегодня велико. Безусловно, это повлияло на театр и на его суть. Люди фактически перестали читать книги. Информационный спам в сети дурманит молодые головы. Следственно любая премьера для нас – Большая ответственность перед зрителями. Театр должен быть заразным, и мы ставим спектакли про людей и для людей, вызывая зрителя на открытую эмоцию. Поднимать вопрос о нравственности, говорить о человечности очень значимо. Следственно, когда мы играем ту либо другую пьесу, хочется, дабы нас услышали и нам поверили.

Вадим Зайцев: – Объект искусства театра – живой человек, а интерес на спектакли определяет качество постановки. В свою очередь качество постановки зависит и от технического оснащения спектакля. Вводить какие-то цифровые спецтехнологии на сцену нужно. Теперь мы трудимся над огромным планом по техническому переоборудованию сценического пространства. Без этого нам не обойтись, это требование времени. Современные цифровые спецтехнологии в театре не блажь, а условие его актуализации. Это уже часть эстетики. Зритель хочет видеть актуальный спектакль, он не прощает убогости зрелища.

Два очень неглупых человека – Герман Греф и Алексей Кудрин – «подставили» русский театр, прировняв нашу активность к службам. Применительно к театру это, мягко говоря, не вовсе верно. Реально, мы продаем билеты и приглашаем зрителей, но ведь это лишь вершина айсберга. Огромная часть работы состоит в творческом изучении современности, а это – вещь довольно затратная. Как показывает история, реальное искусство никогда не было дешевым. Государство пытается либо «отмолчаться», либо не соглашается с этой идеей. Например, всем известно, что отменный спортсмен (скажем, спортсмен) обходится государству дорого, потому как он уникален. С моей точки зрения, искусство, сценическое и не только, также состоит из уникальных творческих личностей. Даром такие особы искусством заниматься не станут. Следственно ни для кого не секрет, что теперь идет процесс деградации актерской профессии: приходят безвольные люди, не умеющие слушать, слышать, влиять на какие-то жизненные аспекты, они как бы «закрываются» этой профессией. Мне, как зрителю, общаться с такими актерами неинтересно.

– Вы зачастую участвуете в различных зарубежных конкурсах. Как считаете, что можно перенять у западных коллег в плане обеспечения результативной работы театра?

Вадим Зайцев: – У западных коллег иные системы финансирования. Если бы госрегулирование нашей деятельности не носило столь исключительный характер, можно было бы сотрудничать и получать поддержку от тех компаний, предприятий и предпринимателей, которые заинтересованы в образовании творческой жизни города. Положительнее, когда оплачивание искусства уходит в сообщество, которое готово вкладывать деньги в те либо иные зрелищные мероприятия по своему усмотрению. Но для этого нужно часть рычагов управления передать обществу, к чему государство не вовсе готово. А что касается русской актерской школы, у нас богатейший навык, традиции, наработки: нам есть что предложить миру. По русской актерской школе учатся и в Голливуде.

– Теперь все говорят о цифровизации бизнеса. Не опасаетесь ли вы того, что в перспективе человека заменят роботы и театр уйдет на 2-й план?

Виктор Новиков: – Чувства нереально спрогнозировать до тех пор, пока компьютеры не будут думать. Но ведь роботы не ощущают боли… Театр трансформируется во что-то другое тогда, когда человек перестанет опасаться за жизнь другого. Это будет уже другое сообщество, иные «песни». В наше время нет необходимости о чем-то долго рассуждать, когда можно обмениваться информацией мгновенно. Но тем ценнее должно быть живое воспринятие. Безусловно, театры стали меняться, а совместно с ними и зритель. Сегодня очень трудно собрать тысячный зал: все поменьше настоящих актеров, все больше поддельных звезд...

Вадим Зайцев: – Если настанет момент, когда общение с роботом кто-то из людей выберет общению с живым человеком, тогда, может быть, на сцену и выйдут роботы. Я в данном очень сомневаюсь. Основой театра является некая игра, в которой участвуют и артисты, и зрители, именно следственно театр испытал предрекаемую гибель, когда зарождались вначале кинематограф, после этого – телевидение, сегодня – Интернет. Теперь с всякого мобильного устройства можно приобрести билет. Это комфортно. Но технические новинки не убили театр. Что касается попыток вывести театр в онлайн – это может попросту стать отдельным искусством, которое составит конкуренцию кинематографу. Но это уже вовсе иная история...

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Решит ли Трамп раздор в Южно-Китайском море?

Решит ли Трамп раздор в Южно-Китайском море?

Экономика". На встрече с фаворитами Юго-Восточной Азии в минувшие выходные глава государства СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ Дональд Трамп предложил...

37
Трамп готовит удар по учреждениям либеральной элиты

Трамп готовит удар по учреждениям либеральной элиты

Экономика". На стр. Четыреста двадцать два плана республиканцев по пересмотру налоговой системы США есть одно крайне необычное предложение,...

34

Экономика". Соглашение о сокращении добычи нефти, достигнутое государствами ОПЕК+ во главе с Саудовской Аравией и Россией, должно быть продлено,...

62
Fitch объявило ограниченный дефолт Венесуэлы

Fitch объявило ограниченный дефолт Венесуэлы

Экономика". Правительство Венесуэлы, испытывающее нехватку денег, во вторник пообещало, что будет осуществлять выплаты по долгу. Тем не менее...

34
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать 1NNC в Facebook