«О том, как один директор школы ушел в отрыв»

146
Источник:   —  09 декабря 2016, 10:09

Мои предыдущие прогнозы на «Книгуру» ни разу не оправдались, так что я даже не буду полагать, кто будет лауреатом. Евгений Рудашевский, «Куда уходит кумуткан» 12+Текст мне вначале «не шел».

«О том, как один директор школы ушел в отрыв»

Скажу сразу, что я не эксперт и не критик, следственно данный обзор — попросту читательские ощущения. Мои предыдущие прогнозы на «Книгуру» ни разу не оправдались, так что я даже не буду полагать, кто будет лауреатом.

Евгений Рудашевский, «Куда уходит кумуткан» 12+

Текст мне вначале «не шел». А после стало ясно: у него иной темп, он требует времени, чтения не на бегу. Выяснилось — красивая книга. Рудашевский открывает иные миры, все они неизвестные, и все — реальные. Вокруг подростка в Иркутске такие различные люди — и буддисты, и тибетский доктор, и бурятский шаман. И дедушка-ученый, постигающий нерп. Что он скрывает в своем сарае? А у Максима своя дворовая жизнь с устройством штабов, друзья, с которыми он после окажется на Байкале, среди безграничных льдов. Приключение будет жестким. И читатель вряд ли после пойдет в нерпинарий, если узнает, как туда попадают нерпы и каково им жить в неволе. Самостоятельно от итогов конкурса очень радует, что у нас возник писатель со своим голосом, которому есть чем говорить и есть о чем.

Лариса Романовская «Удалить эту запись?» 13+

Мне кажется, именно на такие тексты настроен конкурс. Такой книги не могло быть лет десять назад, она и по языку, и по форме конкретно указывает на наше время. Это блог девятиклассницы Веры, год её жизни. Вначале текст казался не очень впечатляющим, но после оказался и добросовестным, и глубоким. Детские трудности и обиды разбиваются о больше взрослые, а люди поворачиваются вовсе иной стороной. Собака, мама, наилучшая подруга, неприятный английский, фанфики, 1-й заработок, дом престарелых — из этих знакомых вещей языком обыкновенного подростка автору получилось выстроить пронизывающий текст, который оставляет после себя очень отменное, теплое чувство веры на лучшее.

Евгения Овчинникова «Рассказы» 13+

Рассказы о постсоветском, перестроечном детстве, написанные очень отменным языком. Мне понравилась первая же история, про Горбачева. Героиня его полюбила, потому что все вокруг ругали. И тональность первого рассказа — единовременно и смешная, и печальная — сохраняется на протяжении всей повести (рассказы, в всеобщем, складываются в повесть). И дальше так много узнаваемых историй времени, в которых одна из основных линий — желания не сбываются, но герой растет на них и идет дальше. О ниличии говорить бесполезно — именно язык создает атмосферу и времени, и самого текста. Впрочем, абсолютно вероятно, данный стиль увлекательнее взрослым, чем текущим подросткам. Финал текста очень кинематографичен, и трагикомический «завершающий кадр» отличен как символ расставания с мечтами, идеалами времени.

Артем Ляхович «Черти безволосые» 14+

Два очень различных подростка ощущают себя одинокими и не очень необходимыми родителям, следственно стремительно находят обычный язык и решают сбежать из дома к волшебной мечте. Внятно, что ничем отличным это кончиться не может. По пути на них обрушиваются неприятности, но и удивительные люди тоже встречаются. На мой взор, есть перебор с негативом — правда в одной рецензии читатель написал, что наоборот — слишком отлично для беглецов все закончилось. Здесь много отменных деталей и очень здорово обыгрывается наименование. И мне понравилось, что история не скатилась в романтическую, пройдя вовсе рядом. Но у меня есть чувство, словно автор пишет «намеренно подростковым» языком. А насколько я знаю, автор — пианист, преподаватель консерватории — обладает и вовсе иным словом. Ожидаю, когда у него появится свой особый голос и в подростковых текстах.

Никита Марзан «Старые и малые» 10+

В конкурсе зачастую не хватает историй для младших подростков; и вот как раз они. Под одним наименованием собраны сказки про бабу с дедом и рассказы про Женюрку. Женюрку я помню по журналу «Кукумбер», и мне эти истории еще тогда очень понравились. И сам Женюрка, и его отец — некоторое количество небытовые люди, «не умеющие жить», усердствуют как-то вписываться в окаймляющий мир. Мир не очень радушен, но они не отчаиваются. А в сказках про бабу с дедом, как мне кажется, дедушка — это тот же самый герой, только в ином возрасте и в сказочном мире. Баба у него как раз человек разумный, ведающий толк в жизни — они, как два полюса, безупречная пара. Но все же именно дед — основной герой. Мне кажется, автор подкидывает идею рассказа героям, а после уже глядит, что они с ней сделают, и сам изумляется и радуется тому, что получилось. А с ним изумляется и радуется читатель.

Дарья Доцук «Говорящий портрет» 12+

Мне очень увлекателен данный автор, Дарья не опасается экспериментов и берется за самые различные стили. «Говорящий портрет» — сказочная история, задевающая вовсе не сказочные темы. Основной герой — портрет мальчугана Вика — живет рядом с несколькими поколениями людей, следит, как меняется их жизнь. И мучается тем, что он всего лишь наблюдатель, ничем не может оказать помощь. Правда дословно в последнем абзаце он находит свое призвание. Могла бы получится настоящая сага, автор показывает судьбы не только людей, но и народов. Но у меня есть вопросы к форме, я не ощущаю выстроенной линии от начала до конца, соразмерности всех деталей. А, к примеру, в новой повести Дарьи «Голос», написанной вовсе в ином стиле, все это есть. С огромным интересом буду следить за тем, что пишет данный автор.

Ксения Беленкова «Я учусь в четвертом КРО» 13+

Ксения взялась за трудную тему, которую знает изнутри. Она сама работает в коррекционном классе, и в конце повести говорит про это: «Все герои вымышленные; все истории — истинные». «Я учусь в четвертом КРО» рассказывает о жизни учеников коррекционного класса в восхитительной форме: автор пытается влезть в шкуру всякого «необычного» ребенка и осознать, как он видит, что ощущает, о чем думает. Ученический год собирается как пазл, любой месяц — новый рассказчик, от первого лица. Думаю, автор взяла самые острые, крайние ситуации. В конце концов чувство трудное: кажется, что ребята вовсе безвыходны в плане именно обучения. Вполне вероятно, их триумфы остались за кадром, потому что основная цель была показать: они люди, и школьная успеваемость здесь ни при чем. Знакомство с классом мы начинаем с самого умилительного и внятного нам героя, Кати Романенко, и обрыв этой линии очень печалит. Жалко, что автор не пожалел этого героя, но, видимо, такова была художественная надобность. Самый успешный эпизод связан с практически выходом из действительности. Мир из Диминой головы становится таким ощутимым, что его видит и иной герой тоже. Но педагога не видят. Эти дети умеют видеть то, чего не видим мы.

Ая Эн «Безусловно необитаемые» 13+

Это самый знаменитый автор, пользующийся огромной популярностью у подростков, у серии «Мутангелы» уже есть свои болельщики. Для них приключения Маши и Рино оказались долгожданными. При этом «Безусловно необитаемые» — вполне независимое произведение. Тема заявлена серьезная: герои обязаны обучиться сопереживать, дабы «перейти на новый уровень», но это легкое чтение, мы не сомневаемся, что герои выпутаются из всяких проблемных задач. Такова специфика стиля: в крайнем случае на подмогу постоянно придет магия. Следственно героям не свойственна осторожность — они бесстрашно постигают все новые территории новой действительности. Ну и бонус — красивый персонаж Кротик, здесь фантазия и юмор автора реализовались в полной мере.

Елена Владимирова «Я тебя никогда не извиню» 14+

Современная повесть из жизни подростков. Герой — чуть потусторонний, раздумчивый Тимофей — очень славен мне, но сюжет, завертевшийся вокруг него, все же не очень правдоподобный. Есть ощущение, что автор собрал все допустимое из остросюжетных историй: здесь и обвинение в краже, и общественная драма, и опасность убийства, и попытка самоубийства... Впрочем невзирая на все это (а может, из-за избыточности) переживания героя вызывают не такие крепкие чувства, как, к примеру, в значительно больше мирной по событиям повести «Удалить эту запись». Кажется, что мы оказались внутри поставленного фильма, а не жизни. Немножко жалко, потому что сам герой мне очень понравился.

Цокто Жигмытов, Чингиз Цибиков «Умник, Белка и Капитан» 12+

«Фантастическая киноповесть», озаглавили её авторы. Таинственный Синий мальчуган и магический повар, который аппетитно готовит из жутких продуктов, — такое начало мне понравилось. А после загадки стали объясняться паранормальными явлениями, и преступники перестали быть ужасными, и гибель оказалась ненастоящей — повесть обернулась игрой, которая, безусловно, тоже обнаружит своего читателя, любителя динамичных фантастических сюжетов.

Александр Киселев «Один мальчуган» 10+

Истории о том, как один директор школы «ушел в отрыв». Действующее лицо здесь «Один мальчуган», который выворачивает наизнанку общепризнанные вещи. Но и то, что автор этого текста — директор школы, такой же «слом системы». Мальчуган задает вопросы, взрослые на них «серьезно» отвечают и оказываются в дураках. «Чему учит эта истинная история? Она учит тому, что потолок — не место для люстры. Там люди живут». Рассказы неровные, одни мне понравилось больше — про потолок, к примеру; иные — вовсе не мои. Вполне вероятно, у детей-читателей все будет абсолютно наоборот.

Гузель Нугманова «Школота» 15+

Попытка нового стиля: текст написан большей частью в виде обрывочных диалогов, не постоянно внятно, кто о чем говорит. Видимо, задача автора была не столько показать линию определенных героев, а именно погрузить нас в жизнь школы, в среду. Ясно только, что школа не вовсе обыкновенная: директор пытался сделать «иную школу», где дети будут больше независимыми, больше ответственными. И дети непростые, «с физмат уклоном», то есть по крайней мере учиться им должно быть увлекательно. Впрочем от текста создается ощущение какой-то тотальной нелюбви учеников и к школе, и друг к другу, и педагога к ним. Вполне вероятно, что-то осталось «за кадром», либо я не рассмотрела в тексте чего-то значимого; он вызвал много споров, и, судя по комментариям, все же обнаружил своего читателя.

Павел и Екатерина Каретниковы «Город семи ветров» 12+

Фэнтези — не вовсе мой стиль, впрочем эту книгу прочла с интересом. Герой здесь подлинный, живой, то смелый, то сомневающийся. Ромка попадает в иной мир, который не очень отчетливо отделен от обыкновенного мира, и не постоянно ясно, когда осуществляется данный переход. Да и кое какие персонажи вольно переходят из одного мира в иной. А в Городе Семи Ветров Ромку ожидают тайны, волшебные предметы и новые друзья. Вначале не очень ясны правила игры: отчего магическая книга досталась Ромке; он должен стать её владельцем и получить силу — но для чего она ему? Сюжет разворачивается и вначале словно бы ведет к заключению — счет уже идет на минуты; но после он выходит на новый виток, и после еще и еще. Мне кажется, книга выиграла бы, если её чуть сократить — в какой-то момент перестаешь улавливать нить происшествий и попросту ожидаешь, когда уже Ромка выберется из всех передряг, а заодно и всех спасет. Но любителям продолжительного чтения с увлекательными подробностями и непредвиденными поворотами эта книга понравится.

Светлана Лаврова «Год свирепого цыпленка» 10+

Смешная книга, подойдет и читателям младшего возраста. Ванечка ищет вампира, дабы отомстить отвратному однокласснику. В своих поисках он узнает много увлекательного о родном городе, знакомится с любознательными персонажами. Впрочем основной плюс текста — Ванечкины бабушки. Почаще всего бабушки у героев антиподы — одна, к примеру, грозный академик, а иная «из народа», но добросердечная. Но здесь бабушки и различные, и обе очаровательные: Маркиза — специалист по палеонтологии, Ванечка с ней восхитительно проводит время, с такой не соскучишься. Ну, а вторая бабушка Ира попросту находит Ванечке вампира. Чего не сделаешь для любимого внука. Причем же здесь свирепый цыпленок? Это вырезанный из газетного листа необычный персонаж, который разговаривает фразами из телепередач и рекламы. Он составляет Ванечке компанию, заодно являясь чем-то как бы его альтер-эго: Ванечка так же хочет казаться свирепым и щелкать бумажными зубами, правда он пока попросту цыпленок. Но по огромному счету без этого персонажа повесть могла бы обойтись, он оказался второстепенным, правда и по-своему колоритным.

Майя Тобоева «Тайна лесной поляны» 12+

Повесть о жизни якутской девчонки. Написана мирным, нежным языком — на таком чтении отдыхаешь, в особенности после крутых и динамичных текстов. Правда, тайну поляны нам показали в самом начале как необъяснимую — а раскрыли в самом конце. В середине же самой повести о поляне забываешь и просто следишь за вовсе иной, непривычной нам жизнью подростка. Но в конце внезапно выплывает ужасная страница из истории Якутии, необъяснимое выяснилось трагическим. И то, что дети отказываются изменять свои сочинения, — свидетельство сохранения внутренней гордости и силы этого народа.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Мемориальная доска погибшему в Сирии сержанту Антону Ерыгину открыта в Воронеже

Мемориальная доска погибшему в Сирии сержанту Антону Ерыгину открыта в Воронеже

/ТАСС/. Мемориальная доска погибшему в Сирии воронежцу Антону Ерыгину открыта в пятницу в холле лицея, где он учился, рассказала ТАСС директор...

67
Кабмин вручил премию в области СМИ родоначальнику цифрового ТВ Кривошееву

Кабмин вручил премию в области СМИ родоначальнику цифрового ТВ Кривошееву

/ТАСС/. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал указание о присуждении премий в области СМИ за 2016 год. Как уведомляет деловой веб-сайт...

75
Японский институт устроил на должность лектора роботизированную копию писателя-классика

Японский институт устроил на должность лектора роботизированную копию писателя-классика

/Корр. ТАСС Василий Головнин/. Токийский институт "Нисёгакуся" принял на работу нового академика - говорящего андроида, в мельчайших деталях...

82
"Россети" в 2017 г. предполагают направить на инвестпрограмму двести шестьдесят четыре млрд руб.

"Россети" в 2017 г. предполагают направить на инвестпрограмму двести шестьдесят четыре млрд руб.

/ТАСС/. Объем финансирования инвестиционной программы "Россетей" в две тысячи семнадцатом году составит двести шестьдесят четыре млрд рублей,...

68
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать 1NNC в Facebook