"Я не один": как игра в театре помогает ребятам из детдомов искать себя

49
Источник:   —  14 сентября 2017, 13:28

Итогом стали некоторое количество спектаклей. А через год был учрежден фонд "Я не один". Его цель — оказать помощь воспитанникам из детских домов приобрести творческие профессии.

"Я не один": как игра в театре помогает ребятам из детдомов искать себя

В две тысячи пятнадцатом году артистка Мариэтта Цигаль-Полищук и её друзья придумали летний сценический лагерь для ребят из детских домов. Итогом стали некоторое количество спектаклей. А через год был учрежден фонд "Я не один". Его цель — оказать помощь воспитанникам из детских домов приобрести творческие профессии. "Это не непременно профессия артиста либо режиссера, — говорит Мариэтта. — попросту мы еще зародыши. Делаем то, что нам пока получается. И то — с кровью". Этим летом еще тридцать пять ребят отправились в лагерь, где три недели трудились с профессиональными режиссерами. Результат — пять спектаклей, которые в эти дни можно посмотреть в московских театрах. 

"Это как прыжок с парашютом"

Полина нарезает круги на самокате прямо по сцене. Сцена тут, правда, условная — никаких возвышений, Попросту пространство перед зрительным залом.

— Поля! — начинает Юлиана. — Если ты въедешь на самокате в Ванин ноутбук…

— То исчезнут все мои очаровательные фотографии.

— Да хорошо фотографии! Ребенок исчезнет одиннадцати лет.

Из своих одиннадцати лет Полина четыре провела в детском доме. Она давным-давным-давно живет в семье. У её мамы Натальи Николаевны шестеро детей, и все — приемные. "Ребенок, пришедший из детского дома, очень закрыт, очень подозрителен. Они все травмированные, — говорит она. — А исцелять можно по-разному". Наталья Николаевна решила исцелять искусством — у нее дома семейный театр. Следственно у нее не было вопроса, отправлять ли дочка на фестиваль "Я не один". 

Полина попала в группу режиссера Юлианы Лайковой. Вывод трехнедельной работы — спектакль "Ромео и Джульетта. Навыки". Среди артистов — ребята различных возрастов. Самый старший — Дима, ему 18. Младшая — Полина. Кто-то живет в детском доме, кто-то давно усыновлен, кто-то стал "домашним", пока проходил фестиваль. "1-й день проходил так: половина моей группы, когда я сказала слово "сцена", спросили, что это такое, — рассказывает Юлиана. — Когда я сказала "артист", мне ответили: "Ну это же кто-то там по телеку что-то изображает". Про Шекспира я вообще молчу. Много было жалоб к Пастернаку, который это переводил…"

"Я видела, что было в 1-й день, — добавляет координатор фестиваля, артистка Мариэтта Цигаль-Полищук. — Это была неуправляемая каша. Орущих, истеричных детей". Юлиана и теперь ведет себя с ребятами грозно. Требует повторить слова, обрывает болтовню. "Я постоянно грубая. Мерзопакостная. А куда деться? — улыбается она. — С ними необходимо было находить язык. Он иной. Это не язык общения с детьми в сценической студии. Это не язык общения со взрослыми. Очень многие вещи не воспринимались словами добродушными". 

Перед началом она говорит своей труппе: "Это как прыжок с парашютом. Он либо раскрылся, и ты летишь, и тебе изумительно. Либо не раскрылся, и тогда тебя больше нет. Назавтра вы проснетесь, и спектакля уже не будет. Он пройдет сегодня".

Влюбленные Шекспиры 

Перед зрителями, безусловно, не типичный Шекспир — из его пьесы взяты лишь некоторое количество сцен, а остальное — плод коллективной импровизации. Ребята говорят о своей первой любви — кто со сцены, а кто с экрана. "В лагере Юлиана ловила котиков и спрашивала их о первой любви, — рассказывает Мариэтта. — И все нужно было делать стремительно: она опасалась, что они расскажут друг другу, какой был вопрос, и станут репетировать результат". Спектакль длится полтора часа: пластические номера, дуэль, сцена на балконе в форме рэп-баттла, размышления детей о любви. В финале, как полагается, умирающие Ромео и Джульетта. "Мне нравится сцена с ядом. Когда я пью яд и гибну, — говорит Джульетта-Полина. — Просто нравится гибнуть. Ложишься так…" — "А ты веришь в такую любовь?" — "Ну, бывает".

"Я заплакала на этой сцене, — говорит Наталья Николаевна, мама Полины. — Она внутри очень взрослая. В этой крошечной девчонке столько боли. Её приложила очень сильно". Но из зрительного зала этой боли не видно.

"У них как словно меняется 80% кишок"

Зрители и артисты расходятся. Мариэтта обнимает Диму: "Подлец, сколько крови выпил, мерзавец!" "А сегодня пердал сколько", — улыбается он.

Когда Дима стоит на сцене, кажется, что он студент какого-нибудь сценического, которого попросили оказать помощь детям: так уверенно он держится. "Он птица-говорун", — улыбается Мариэтта. Дима в спектакле пел под гитару, а в перспективе хочет быть оперным певцом. "А отчего не рок-музыкой заниматься?" — "Это не великая музыка, для чего? Неинтересная. Истощающая. Ядовитая". 

Тут, в театре, слова "хочу петь в опере" звучат безусловно. Но множество воспитанников детских домов не только не решаются предпочесть творческую профессию, но и даже не заканчивают среднюю школу — идут после 9-го класса в колледж, дабы получить "прочную профессию". А после первого фестиваля "Я не один" практически все участники, не планировавшие заканчивать 11-й класс, остались в школах. Мариэтта разъясняет: значимо не дабы ребята пошли учиться в сценический. А дабы они осознали, что могут стать кем желательно. "Зачастую решение о грядущей профессии принимается так: "Ээээ, ну хорошо", — говорит Мариэтта. — А мы помогаем им осознать, что они имеют право на какие-то желания. Что не непременно быть парикмахером либо слесарем, если ты этого не хочешь. У них как словно меняется 80% кишок. То, что тут происходит, пинает их дальше жить".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
СМИ: скончалась старейшая панда в мире

СМИ: скончалась старейшая панда в мире

/ТАСС/. Самая прежняя в мире огромная панда по кличке Басы умерла на территории научно-исследовательского центра в городе Фучжоу (восточная...

58
Строители парка "Зарядье" не ждали проявлений вандализма

Строители парка "Зарядье" не ждали проявлений вандализма

/ТАСС/. Коллеги ОАО "Мосинжпроект", которое занималось строительством парка "Зарядье" В городе Москва, не ждали проявлений вандализма среди...

66
Росгвардия предлагает ввести регистрацию и контроль пневматического оружия

Росгвардия предлагает ввести регистрацию и контроль пневматического оружия

/ТАСС/. Росгвардия после случая со стрельбой в школе подмосковной Ивантеевки предлагает регистрировать и ставить на контроль пневматическое...

43
Воздушные шары с именами погибших в авиакатастрофе Boeing семьсот тридцать семь поднялись в небосвод над Пермью

Воздушные шары с именами погибших в авиакатастрофе Boeing семьсот тридцать семь поднялись в небосвод над Пермью

/Корр. ТАСС Анастасия Аверкова/. Воздушные шары с именами восемьдесят восемь погибших 9 лет назад в авиакатастрофе Boeing семьсот тридцать семь...

50
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать 1NNC в Facebook