И тело его живет

143
Источник:   —  30 июля 2016, 00:02

Через пару месяцев, в конце лета одна тысяча девятьсот двадцать четвертого года, музей открылся для первых посетителей, и Москва вновь начала говорить, что там лежит восковая мумия.

И тело его живет

Сплетни о том, что тело Ленина ненастоящее, стали циркулировать уже в 1-е дни после гибели предводителя. Через пару месяцев, в конце лета одна тысяча девятьсот двадцать четвертого года, музей открылся для первых посетителей, и Москва вновь начала говорить, что там лежит восковая мумия. Сплетни не прекратились даже в конце 1930-х годов, когда их повторение было в особенности опасным. В письменном доносе в ГПУ юная москвичка утверждала, что её знакомая в приватной беседе извещала, словно в Мавзолее лежит всего лишь восковая кукла.

В 1-е годы это повторялось и в иностранной прессе. Дабы развеять сплетни, в середине 1930-х годов партийное начальство пригласило представителей западных СМИ в мавзолей. Американский корреспондент Луис Фишер писал, как в их присутствии Борис Збарский, который совместно с Владимиром Воробьевым первыми бальзамировали тело Ленина, открыл герметически закрытый стеклянный саркофаг, взял предводителя за нос и повернул его голову налево и вправо, дабы показать, что это не восковая фигура.

После развала Советского Союза сплетни о том, что тело Ленина является неестественной копией, возобновились. В итоге на них Илья Збарский, сын первого бальзамировщика, писал: «Я проработал в мавзолее 18 лет, и я конкретно знаю, что ленинское тело сохраняется в чудесном состоянии. Всевозможные сплетни и неправды об неестественной кукле и о том, что от тела сохранились только лицо и руки, не имеют никакого отношения к реальности».

Впрочем заявление Збарского не остановило распространение слухов. В конце 90-х в газетах возникли версии существования нескольких тел ленинских двойников, которыми время от времени подменяют тело предводителя. В итоге на это академик Юрий Ромаков, ведущий специалист лаборатории, объяснил в интервью «Эху Москвы», что тело в мавзолее является настоящим телом Ленина, находится в хорошей форме и не нуждается в подменах.

В две тысячи восьмом году Владимир Мединский, в то время еще депутат Государственной думы, заявил, что тело предводителя реальным считать невозможно, но по иной причине: «Не обманывайтесь иллюзиями, словно то, что лежит в мавзолее, является Лениным. Там осталось всего десять % от его реального тела». Еженедельник «Власть» решил проверить эту цифру. Во время вскрытия тела Ленина и дальнейшего бальзамирования были удалены внутренние органы и жидкости, которые заменили на бальзамирующие растворы. Подсчитав число удаленного материала, «Власть» пришла к итогу, что депутат Мединский некоторое количество ошибся. В Мавзолее лежит не десять % ленинского тела, а 23.

Если поближе познакомиться с физическим составом ленинского тела, окажется, что заявления о его неподлинности имеют под собой реальную основу. Все зависит от того, как её определять. Для ученых ленинской лаборатории, которые уже девяносто второго года занимаются помощью этого тела, непрерывно было значимо сберегать его динамическую форму — то есть физический вид, вес, цвет, упругость кожи, упругость суставов. Даже сегодня суставы в ленинском теле сгибаются, торс и шея поворачиваются. Оно не затвердело, не превратилось в высохшую мумию, следственно называть его мумией, как это Непрерывно делается в СМИ, неправильно.

Для того дабы поддерживать это тело в эластичном состоянии, его на протяжении многих лет подвергают уникальным процедурам, в итоге которых биологические материалы заменяются на неестественные. Процесс данный идет медлительно, понемногу. С одной стороны, на уровне динамичной формы тело, абсолютно, является настоящим, с иной стороны, на уровне биоматериалов, из которых состоит, это скорее копия — все зависит от точки зрения.

В советские годы особая комиссия, состоящая из партийных начальников, медиков и биологов, периодично проверяла состояние ленинского тела. Они постигали пятнышка и морщины на его поверхности, водный баланс внутренних тканей, эластичность кожных покровов, химический состав жидкостей, сгибаемость суставов. Ткани обрабатывались, жидкости заменялись на новые, морщины разглаживались, содержание кальция в костях восполнялось.

С точки зрения этих комиссий, состояние тела Ленина даже понемногу улучшалось. Но обыкновенные посетители непрерывно видели его статичным, застывшим на столетия, в стеклянном саркофаге, одетым в темный костюм. Из открытых участков посетители видят только руки и голову. Абсолютно никто, помимо партийного начальства и маленький группы ученых, не видел других частей ленинского тела, никогда не слышал об их состоянии либо научных процедурах, которым тело подвергалось.

Оно существует как бы в 2-х режимах видения. Политическое начальство и приближенные эксперты постоянно видели одно тело, а обыкновенные граждане — другое. Политическая роль, которую тело играло в советской истории, вполне вероятно, выходит далеко за рамки простого пропагандистского символа, который необходим был словно бы для того, дабы мобилизовать народные массы на поддержку партии и правительства.

Мне кажется, с годами тело Ленина стало исполнять и иную политическую задачу. Для того дабы в данном разобраться, возвратимся в начало 1920-х годов. Весной одна тысяча девятьсот двадцать второго года Ленин ощутил себя больным и утомленным; по настоянию начальства партии он уехал на пару месяцев в подмосковные Горки.

Живя там под присмотром докторов, он продолжал управлять партией и приезжать на заседания в Москву. Но в мае одна тысяча девятьсот двадцать второго года у него случился удар, в итоге которого он временно утратил способность говорить, читать и писать. Начальство партии установило суровый контроль над информацией о политической ситуации в стране, которая могла доходить до Ленина.

Новые правила отражали не только реальную опеку о здоровье предводителя, но и желание нейтрализовать крепкого политического противника. В июне одна тысяча девятьсот двадцать второго года секретарь ЦК Леонид Серебряков жалился в письме другу, что Дзержинский и Смидович «охраняют Ленина как два бульдога», не разрешая никому подойти к нему близко либо даже войти в дом, где он живет.

В дальнейшие полтора года состояние Ленина ухудшалось, ненадолго улучшалось и вновь ухудшалось. Весной одна тысяча девятьсот двадцать третьего года, после третьего столкновения, он фактически абсолютно утратил способность общаться с окружающими. Тем временем политическое противоборство в начальстве партии резко возросло.

В данном контексте предводитель не исчез с политической арены государства, его образ поменялся, приобретя абсолютно новый оттенок. Настоящий Ленин, который продолжал жить в Горках и писать тексты, был изолирован от политической жизни. Единовременно в политическом языке был сделан новый канонический образ. Множество мифологических образов Ленина, которые нам отменно знакомы по советскому времени, были сделаны именно в тот период его болезни, за некоторое количество лет до гибели.

В самом начале одна тысяча девятьсот двадцать третьего года в публичный язык государства был введен термин «ленинизм». Скоро в партийной практике возникли обряды присяги на верность ленинизму. В марте одна тысяча девятьсот двадцать третьего года В столице России был учрежден Университет ленинизма. Весной одна тысяча девятьсот двадцать третьего года «Правда» призывала сдавать всякий ломтик бумаги, на котором было что-то написано ленинской рукой, в это учреждение.

Единовременно то, что предводитель думал, говорил и писал в реальности в 1922-1923 годах, было абсолютно отделено от его канонического образа. Ленин как политическая фигура в последние годы жизни оказался расчленен надвое: одна его часть была исключена из политической жизни государства, а вторая часть — канонизирована. Именно в результате этих 2-х процессов исключения и канонизации в самом начале 1920-х годов была сделана новая концепция ленинизма.

С тех пор Всякий советский начальник, от Сталина до Горбачева, занимался корректировкой этой концепции, придумывая собственную версию, вводя в цикл прежде неведомые ленинские работы и выводя иные, давая новую трактовку знаменитым материалам, цитируя Ленина в отрыве от первоначального контекста, меняя толк его высказываний и фактов жизни.

В одна тысяча девятьсот девяностого-м году, меньше чем за год до обвала советского государства, ЦК КПСС признал, что все предыдущие версии ленинизма содержали в себе искажение реальной ленинской мысли. В декабре того же года академик кафедры марксизма-ленинизма писал в газете «Рабочая трибуна»: «Наша беда заключается в том, что мы не знаем Ленина. Мы никогда не читали его работ в прошлом и не делаем этого Сейчас. На протяжении десятилетий мы воспринимали Ленина через посредников, толкователей, популяризаторов и иных исказителей».

Историк жалился, что Университет марксизма-ленинизма, основной авторитет в области ленинского достояния, на протяжении 70 лет исполнял особенную функцию, давая благо на публикацию тех ленинских текстов, которые соответствовали принятым на текущий момент канонам, свободно от того, насколько они были далеки от реальных слов предводителя, меняя либо уменьшая иные тексты, которые не соответствовали этим канонам.

В своей речи по случаю 120-летия со дня рождения Ленина в апреле 1990 года Горбачев сказал: «Ленин остается с нами как величайший мыслитель XX столетия». После этого он добавил, что необходимо переосмыслить теоретическое и политическое достояние Ленина, избавиться от искажения и канонизации ленинских итогов и предложил отказаться от термина «ленинизм».

Ленин скончался двадцать первого января одна тысяча девятьсот двадцать четвертого года. Вначале плана сберечь его тело на столетия не было. Сразу после гибели предводителя академик медицины Алексей Иванович Абрикосов провел вскрытие, а после этого процедуру временного бальзамирования — с тем, дабы сберечь тело на протяжении двадцати дней, пока будет идти публичное прощание.

В процессе вскрытия и временного бальзамирования Абрикосов перерезал многие артерии и огромные сосуды. Позднее академик говорил, что если бы планы по долгому сохранению Ленина существовали на момент гибели, он бы не стал этого делать, так как при бальзамировании тела на длинный срок эти сосуды применяются для доставки бальзамирующей жидкости во все части тела.

После этого тело было выставлено для публичного прощания в Колонном зале Дома Союзов. Невзирая на только холодную зиму, когда температура ниже минус двадцать восемь держалась пару месяцев подряд, оравы людей стекались в столицу со всех уголков государства, дабы отдать последнюю подать вождю.

Похороны Ленина были назначены на двадцать седьмое января. Через шесть дней после его смерти на Красной площади рядом с могилами революционеров был построен деревянный мавзолей, в каком обязаны были захоронить предводителя. Двадцать седьмого января тело Ленина было перенесено туда, впрочем было решено не закрывать саркофаг на некоторое время — в связи с продолжающимся шествием желающих проститься с предводителем.

Всякие три дня комиссия по организации похорон в составе партийных начальников и приближенных докторов проверяла состояние тела. Из-за низкой температуры и благодаря добротной временной бальзамировке Абрикосовым, на теле не возникали знаки разложения — его можно было оставлять открытым.

1-е очевидные знаки разложения возникли лишь через два месяца, в марте. Благодаря непредвиденно долгому периоду, в течение которого они отсутствовали, у партийного начальства была возможность оттягивать погребение и единовременно обговаривать его допустимую судьбу.

На безграничных заседаниях комиссий по увековечиванию памяти Ленина велись жаркие споры, именно тогда побороло предложение сберечь тело на больше долгий срок. Вначале многие в партийном начальстве считали эту идею не попросту утопической с точки зрения науки, но и контрреволюционной. К примеру, Троцкий, Бухарин и Ворошилов предполагали, что долгое сохранение и публичный показ тела Ленина трансформирует его в подобие религиозных мощей и напрямую противоречит материалистическим основам марксизма. Бонч-Бруевич соглашался, что «значимо не тело, а мемориал»: Ленина следует захоронить в мавзолее, исполняющем эту задачу.

Но иные члены начальства страны — к примеру, Леонид Красин — утверждали, что если удастся сберечь тело еще на какой-то период, пускай даже не насовсем, в данном есть толк. По крайней мере, это разрешит трудящимся всего мира принять участие в долгом прощании с вождем мирового пролетариата.

Решающим в судьбе Ленина стало собрание комиссии по организации похорон пятого марта одна тысяча девятьсот двадцать четвертого года. После очередного долгого обсуждения допустимых вариантов с учеными-медиками, множество которых высказались скептически о средствах долгого сохранения, члены партийного начальства попросили их оставить зал. Суждения участников обсуждения разошлись, и в тот день ничего не решили. Вернее, решение было половинчатым: испробуем сберечь, но без уверенности, что это вполне вероятно и нужно, и без обещаний, что это навечно.

В конце марта было решено испробовать экспериментальный способ бальзамирования тела, предложенный профессором Владимиром Воробьевым из Харькова и биологом-биохимиком Борисом Збарским. Процедура не имела аналогов, и в её триумфе ни Воробьев, ни Збарский не были уверены. Они проработали четыре месяца в особой лаборатории, сделанной прямо внутри временного мавзолея. Многие процедуры им доводилось придумывать и корректировать на ходу.

К концу июля одна тысяча девятьсот двадцать четвертого года они доложили партийному начальству об окончании работ. Если тело будет обрабатываться и бальзамироваться согласно их способу, заявили они, высока вероятность того, что оно сохранится на достаточно долгий срок. Когда члены комиссии спросили, на какой именно срок следует рассчитывать, Воробьев сказал: «На данный вопрос я дозволю себе не отвечать».

двадцать четвертого июля в советской печати возникло официальное заявление, гласящее: «Разумеется, ни мы, ни наши товарищи не хотели создавать из останков Владимира Ильича какие-то мощи, с помощью которых мы могли бы популяризовать либо сберечь память о нем. Мы придавали и придаем величайшее значение сохранению образа этого восхитительного предводителя для подрастающего поколения и грядущих поколений».

В данном заявлении комиссии проявилось то же парадоксальное отношение к телу Ленина, которое было в бесчисленных спорах о его судьбе. То, как начальники партии и приближенные ученые говорили о нем, когда стало известно, что некоторое время оно разлагаться не будет, напоминает то, как партийное начальство относилось к Ленину в последние месяцы его жизни. Тогда еще живой предводитель был исключен из политической жизни и спрятан в подмосковных Горках, а в публичном языке партийной прессы и речей появился иной, канонизированный Ленин. В дискуссиях комиссии по организации похорон мы сталкиваемся с подробным двояким отношением, когда обсуждались планы погребения предводителя и единовременно — планы сохранения его непогребенным, закрытого склепа и публичного показа.

Эта двоякость отразилась и в том, что на протяжении месяцев споры и обсуждения тела Ленина велись единовременно в 2-х разных комиссиях. Первая именовалась комиссией по организации похорон, а вторая — комиссией по сохранению тела. Многие партийные начальники принимали участие в работе обеих. Воспринятие Ленина в среде партийного начальства было необычным: будто бы в мавзолее лежали два тела — обыкновенный, понемногу разлагающийся труп человека, и телесное олицетворение чего-то большего, колоссального, отличающегося от Ленина и превосходящего его.

Правда на момент бальзамирования эти два тела еще состояли из одной и той же биологической материи, такое состояние дел, как мы уже знаем, долго не продлилось. Двоякое отношение к телу Ленина в среде партийного начальства воспроизводилось и в последующие годы.

В советское время появилась политическая модель, объединяющая метод воспроизводства суверенной власти с тезисом удвоения тела предводителя. Она появилась непредвиденно и незапланированно — попросту совпало некоторое количество условий: долгий период болезни, когда Ленина одновременно изолировали от политической жизни и канонизировали в образе ленинизма. Из-за холодов той зимы тело не подверглось разложению, что дало возможность обговаривать его судьбу. Значимо рассматривать и особенности социально-культурной организации ленинской партии нового типа — неповторимого политического института.

В советской политической системе культура суверенной власти напоминала смесь 2-х моделей: безусловной монархии и либеральной демократии, где роль тела играет безусловная правда. В различие от суверенной монархии, ни один фаворит партии и государства после Ленина не мог занять его место, находящееся за пределами политического пространства. Правда в этой системе была выражена на языке ленинизма.

Любой начальник СССР, включая Сталина, был обязан апеллировать к ленинизму для легитимации своей власти и не мог поставить эту концепцию под вопрос либо заменить иной истиной. Любой из них мог утратить бразды правления, если бы выяснилось, что он искажает ленинизм. Иллюстрацией этого принципа служат два важнейших феномена власти в советской системе: исключительного культа особы Сталина и полное развенчание его после смерти.

Теперь становится внятным, какую роль в политической системе СССР играло тело Ленина. Оно работало как физическое олицетворение геройского деперсонифицированного субъекта, советского суверена. Оно было удвоено, являясь совмещением бренного и бессмертного тел. То, как тело Ленина поддерживалось на протяжении десятилетий, отражало общность этих 2-х тем. Бренным телом суверена был труп определенного человека, а бессмертным — погребальная кукла, которая воспроизводилась путем особых манипуляций и ритуалов.

Постоянно возникающие сплетни о том, что ленинское тело — всего лишь копия, в некоторой степени ложны, а в некоторой степени правильны. Оно настоящее, но его постоянно меняют. Его биологические материалы заменяются на новые, но в результате его форма остается постоянной. Данный план возник постепенно — как часть трудной космологии, толк которой для партийной системы, включая её начальство, никогда не был ясен до конца.

Работа над телом Ленина постоянно велась в атмосфере строжайшей секретности, за закрытыми дверями. То же самое происходило и с ленинскими текстами, высказываниями и фактами автобиографии. Благодаря такому подходу ленинизм постоянно выглядел как кое-что фундаментальное, постоянное и постоянное, в то время как в действительности он неприметно менялся, подстраивался партийным управлением под нужды нынешнего момента. Эта концепция в таком подходе выглядела как источник действий партии, а не продукт партийных манипуляций, и то же самое касалось не только текстов, но и тела Ленина.

С обвалом советской системы в одна тысяча девятьсот девяносто первом году ленинское тело выяснилось отключенным из нее. Постсоветское русское государство не закрыло мавзолей, но резко сократило его оплачивание. На протяжении последних 25 лет однозначного решения о судьбе тела Ленина так и не было принято. Сегодня оно остается в мавзолее в публичном доступе, а лаборатория продолжает трудиться. Конец советской системы не привел к механическому истреблению этого тела, не превратил его в застывший разлагающийся труп, но при этом и не сделал из него неестественную куклу.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Reuters рассказало о допустимом снятии европейских санкций с Российской федерации

Reuters рассказало о допустимом снятии европейских санкций с Российской федерации

Про это пишет Reuters со ссылкой на источники в дипломатических кругах.«Все сложнее держать целостность. Все санкции сразу, вероятно, не снимут,...

49
«Русская опасность необходима для отвлечения от дебоша»

«Русская опасность необходима для отвлечения от дебоша»

Е. М. Примакова Федор Войтоловский о том, как прошли съезды Республиканской и Демократической партий США, чего ожидать от всякого из финалистов...

95
США опровергли свое участие в турецком перевороте

США опровергли свое участие в турецком перевороте

Про это в пятницу, двадцать девятого июля, информирует USA Today.«Вранье от начала и до конца. Этому нет ни одного подтверждения. Мы считаем, что...

88
Путин приедет в Словению

Путин приедет в Словению

В повестке дня российско-словенские переговоры на высшем уровне в тесном и расширенном составе с участием членов делегаций. "В процесе российско-словенских...

96
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать 1NNC в Facebook