Гороскоп из Кадингирра

146
Источник:   —  30 января 2016, 00:06

Уподобление светил с божествами не привело к становлению астрологических представлений». Как бы необычно это ни звучало для современного читателя, отсутствие астрологических представлений и малоразвитость астрономии до определенного момента были жестко связаны: дабы интересоваться небом, старинным необходима была фактическая увлеченность в слежениях за ним, и астрология была лучшей из донаучных мотиваций такого рода. В декабре две тысячи пятнадцатого года Лаури Джетсу (Lauri Jetsu) из Хельсинкского института подверг вышеописанную безрадостную картину следующий значительной корректировке.

Гороскоп из Кадингирра

Еще в 1990-х годах суждение экспертов о египетских астрономических достижениях было достаточно осторожным: «По сопоставлению с астрономией старинной Месопотамии, древнеегипетская носила простейший характер. Исключая Сириус и деканы, регулярные слежения светил в Египте не производились.. Уподобление светил с божествами не привело к становлению астрологических представлений».

Как бы необычно это ни звучало для современного читателя, отсутствие астрологических представлений и малоразвитость астрономии до определенного момента были жестко связаны: дабы интересоваться небом, старинным необходима была фактическая увлеченность в слежениях за ним, и астрология была лучшей из донаучных мотиваций такого рода.

В декабре две тысячи пятнадцатого года Лаури Джетсу (Lauri Jetsu) из Хельсинкского института подверг вышеописанную безрадостную картину следующий значительной корректировке. Анализируя так называемый Каирский календарь, составленный в 1244–1163 годах до нашей эпохи, Джетсу с соавторами узнал, что в нем прослеживается не только 1-й конкретно зафиксированный лунный месяц, но и необыкновенный период, равный 2.85 суткам и определяющий так называемые «радостные дни». Период в тексте календаря однозначно ассоциируется с всевышним Гором, что указывает на отчетливые представления астрологического характера.

Ухищренный статистический обзор в сравнении с текстом календаря привел авторов к мысли, что одним-единственным непротиворечивым обоснованием такого цикла могут быть слежения переменной звезды Алголь. На 1-й взор, предположение выглядит слишком храбрым: считается, что переменные звезды 1-й раз были открыты лишь европейскими учеными в XVII веке, а затменно-переменный характер Алголя и совсем установил лишь Джон Гудрайк (John Goodricke) в одна тысяча семьсот восемьдесят третьем году. Помимо того, период видоизменения светимости Алголя на небе определяется вращением 2-х звезд этой системы вокруг всеобщего центра тяжести, который равен 2.86731 земным суткам, а не 2.85000, как в Каирском календаре.

Тем не менее неточность египетских цифр кажущаяся. Как отмечает Джетсу, именно она делает данные Каирского календаря крайне дорогими даже для новейших астрономов. Первопричиной тому так называемый парадокс Алголя. Масса Алголя А — 3.59 ясной, Алголя В — 0.79 ясной. В то же время Алголь В много больше, от того что является субгигантом, то есть ветхой звездой в конце жизненного цикла и уже раздувающейся, как через некоторое количество млрд. лет раздуется Светило. Теоретически так не обязано быть: больше громоздкие звезды стареют гораздо стремительней менее громоздких. Раздутой и ветхой на вид обязана быть Алголь А, а совсем не В.

Современные данные по системе поясняют парадокс тем, что Алголь В отделен от больше тяжелой звезды менее чем десятью миллионами км. Следственно когда Алголь А «постарел» и стал раздуваться, вещество из его внешних слоев начало перетекать на менее громоздкий Алголь В. В конце концов окончательный несвоевременно стал выглядеть состарившимся субгигантом, а Алголь А выглядит аномально молодой типичной звездой, еще не дожившей до фазы субгиганта.

У догадки такой «пластической операции» за счет перетока масс между светилами была лишь одна нестыковка. Переток массы от одной звезды к иной со временем должен приводить к увеличению расстояния между ними и удлинению колебаний светимости системы Алголя на звездном небе. Вот только найти это с одна тысяча семьсот восемьдесят третьего года астрономам никак не удавалось.

К счастью, древнеегипетские сотрудники открыли для себя переменные звезды как минимум на 2800 лет прежде европейских астрономов и записали периодичность для Алголя еще тогда, когда она была короче 2.86731 суток. По всей видимости, это исключительный случай, когда астрономические слежения больше чем трехтысячелетней давности помогли астрономам решить доселе нерешенную задачу.

Матье Оссендривер (Mathieu Ossendrijver) из Берлинского института имени Гумбольдта в своей новой работе подверг тщательному обзору четыре вавилонские клинописные таблички, датируемые 350-50 годами до нашей эпохи. Прежде таблички, посвященные движению Юпитера через эклиптику (крупной круг небесной сферы, по которому происходит видимое ежегодное движение Солнца), не привлекали внимания попросту потому, что ученые не могли интерпретировать клинопись удовлетворительным образом. Как отмечает Оссендривер, считалось, что вавилоняне не умели вычислять движение планет геометрическим методом, описанным в этих табличках, и в данном была вся проблема.

Появляется вопрос: древние греки, как известно, к IV веку до нашей эпохи уже применяли геометрические расчеты для астрономических задач, а к первому веку нашей эпохи дошли до производства первых аналоговых компьютеров, способных предсказывать траекторию движения небесных тел. Не могли ли эти клинописные таблички быть попросту заимствованием чужих достижений?

По все видимости, нет: греческие способы, подчеркивает Оссендривер, описывали движение небесных тел в физическом пространстве. В то же время вышеописанные четыре таблички относятся к движению в абстрактном математическом пространстве, в качестве параметров которого выступают время и скорость. Такие способы не свойственны астрономии вплотную до XIV столетия, когда сходные вычисления с применением трапецоидов начали выполняться в Оксфорде и Париже (в частности, Николаем Оремом).

Все это ведет к достаточно непредвиденному итогу: вавилонская астрономия, которой общество обязано и современным календарем, и первым точным предсказанием ясных затмений, использовала геометрические способы, прежде считавшиеся достижением твердо иной эпохи, наступившей полутора тысячелетиями позже.

Одно можно сказать конкретно: невзирая на все абсолютно настоящие заслуги вавилонской астрономии, бытовавшее еще в XIX веке суждение, что вавилоняне разработали 1-й подлинный календарь, следует признать неосновательным. Ведущиеся с две тысячи четвертого года раскопки в Уоррен Филд (Шотландия) выявили группу из двенадцати верно расположенных ям, ориентированных таким образом, дабы правильно отслеживать полную смену фаз Луны — так называемый синодический месяц. Впрочем это не попросту простейший лунный календарь, как можно было бы подумать, опираясь на чрезвычайную древность монумента (8000 лет до нашей эры).

Дело в том, что синодический месяц из-за эллиптичности лунной орбиты все время различается по длине, давая разброс значений от 29.25 до 29.83 земных суток. На 1-й взор, оплошность невелика. Но со временем она накапливается, что ведет к расхождениям реального астрономического года и календарного (к тому же двенадцать лунных месяцев не равны астрономическому году). Нормальный пример таких проблемных задач — теперешний мусульманский календарь: длительность года в нем на 10-11 дней поменьше реального, почему летние месяцы в нем доводятся то на зиму, то на лето.

Охотники-собиратели из шотландского мезолита, как ни необычно, проектировали свой первый календарь, предварительно рассматривая эту проблему. Следственно их ямы имели отчетливо очерченные края, ориентированные на удаленные холмы таким образом, дабы из них был приметен точный момент зимнего солнцестояния, самый короткий день и самая длинная ночь в году. Это делало их календарь солнечно-лунным — то есть больше прогрессивным, чем ряд больше поздних календарных систем, включая все еще применяющуюся сегодня в Саудовской Аравии исламскую.

Уоррен Филд стал неожиданностью не только в силу продвинутости этого календаря и того факта, что он на пять тысяч лет древнее мессопотамского. Больше значим вопрос о том, для чего очевидно доземледельческой культуре Шотландии — в ту пору региона куда менее развитого, чем Папуа — Новая Гвинея — вообще был необходим столь точный календарь. Например, австралийские туземцы на момент контакта с европейцами не применяли даже самый простой лунный, правда сезонная охота и миграция были для многих из них привычным делом.

Причины, по которым «на проклятом острове» не было календаря, довольно прозаичны: охотничьи сезоны на практике зависят не столько от определенной даты, сколько от начала реальной миграции птиц и звериных. Ну а данный момент зачастую зависит от входящих факторов, как бы температуры либо интенсивности осадков, в определении которых астрономические календари бессильны. Следственно те же австралийцы попросту пристально следили за поведением звериных и чудесно различали до шести сезонов, правда древние германцы, по римским источникам, обходились всего тремя.

Помимо того, до шотландских находок было принято считать, что точные календари допустимы лишь там, где необходимо регулярно сажать сельскохозяйственные культуры, не упустив момент, наилучший для посева. В особенности знаменита эта точка зрения была в марксисткой историографии, неумолимо постулировавшей, что культура — всего лишь надстройка над экономическим центром и что невостребованные центром элементы культуры недолговечны и стремительно им отторгаются.

Вполне вероятно, Уоррен Филд наглядно показывает, что значительный прогресс в области наблюдательной астрономии допустим даже там, где у него нет явственного фактического значения. Вряд ли речь шла о простом любопытстве — вполне вероятно, что точные даты требовались для религиозных либо даже примитивно-астрологических нужд как бы тех, что нам известны по больше поздним кельтским культурам. В конце концов, те же австралийские туземцы, не использовавшие звезды ни для навигации, ни для исчисления времени, имели развитые религиозные представления, по которым слежения за определенными небесными телами разрешали человеку приобщаться к миру духов усопших предков.

Определенно можно сказать только одно: открытия последних лет однозначно говорят о том, что человек заинтересовался небом над своей головой на многие тысячи лет прежде, чем мы думали про это всего пару десятилетий назад.

ПОПУЛЯРНОЕ НА САЙТЕ
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Завершающий шанс Apple

Завершающий шанс Apple

Следственно придется распрощаться с 3.5-миллиметровым разъемом для наушников. Его заменят адаптированный под них порт Lightning B либо bluetooth-аксессуары.

77
НАСА показало карту водяных льдов Плутона

НАСА показало карту водяных льдов Плутона

Данные получены научным инструментом LEISA (Linear Etalon Imaging Spectral Array) станции New Horizons. Про это информируется на сайте агентства. Инструмент LEISA провел...

81
FT рассказала о секретах Apple в области компьютерной действительности

FT рассказала о секретах Apple в области компьютерной действительности

По данным издания, в закрытом подразделении работают сотни работников. Среди них эксперты по спецтехнологиям компьютерной действительности...

51
Маркин расскажет о расследовании дела Цапков

Маркин расскажет о расследовании дела Цапков

В пресс-службе добавили, что участники происшествий – "друзья и родственники потерпевших, следователи и начальство Следственного комитета...

83
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать 1NNC в Facebook